Анастасия Шиманская о велосипедизации Омска

Мы продолжаем серию материалов о велосипедизации российских городов историей о велосипедном Омске последних двух лет, рассказанной Анастасией Шиманской, членом велоклуба «Цепная реакция». Передаем ей слово.

Анастасия Шиманская о велосипедизации Омска

Для многих омских байкеров велосипед давно уже превратился во всесезонный транспорт и спортивный снаряд, а смену времен года мы отмечаем сменой резины: летом – быстрый слик, в межсезонье – умеренно злые покрышки для грязи, а зимой – бескомпромиссно-надежная шиповка.

Энтузиасты зимнего катания собственным примером доказывают, что сибирские морозы – не помеха любимому занятию. «Зимой мы обычно катаемся небольшими компаниями, в среднем 5-10 человек, – говорит один из гуру зимнего райда Кирилл Рубашкин. – Но некоторые мероприятия, к примеру, традиционная новогодняя покатушка или ежегодная зимняя гонка «IceDragRacing» собирают более сотни участников!». А в прошлом году омские велосипедисты установили своеобразный «температурный рекорд», организовав массовый выезд в один из самых холодных дней зимы, когда столбик термометра опустился ниже -40ºС! Если даже в сорокаградусный мороз любители крутить педали гарантированно найдут себе компанию, то что говорить о теплых весенних и летних днях!

Омские велосипедисты 16 марта открыли велосезон соревнованиями по зимнему кросс-кантри.
Омские велосипедисты 16 марта открыли велосезон соревнованиями по зимнему кросс-кантри.

Кстати, именно весной проходят два самых массовых клубных мероприятия: официальное открытие сезона и «Омский велопервомай». На открытии сезона в 2013 году собралось более трехсот велосипедистов, а рекорд первомайского велопробега по улицам города составил более 450 участников.

Но, как оказалось, у массовости есть и обратная сторона.

«Еще 5-7 лет назад велосипедистов в Омске было на порядок меньше, – рассказывает председатель омского велоклуба «Цепная реакция» Владимир Кабанов. – И, пока их число не превышало нескольких сотен, власти нас практически не замечали. Конечно, существовали какие-то программы развития велодвижения (к примеру, «Вело-Омск» 2006-2010»), где оговаривалось и строительство велодорожек, и увеличение числа безопасных парковок, и пропаганда велосипеда в СМИ, но большинство этих инициатив так и осталось на бумаге».

председатель омского велоклуба «Цепная реакция» Владимир Кабанов
Председатель омского велоклуба «Цепная реакция» Владимир Кабанов

Ситуация резко изменилась в 2012 году, когда городская администрация обратила внимание на велосообщество, численность которого к этому времени достигла 5 000 человек. По-настоящему активное взаимодействие с властями началось именно с первомайских велопробегов, но порой складывалось впечатление, что в работе с велосипедистами городские чиновники руководствуются известным указом «казнить нельзя помиловать!».

«Меньше чем за неделю до согласованного срока проведения мероприятия отношение областной ГИБДД к организаторам кардинально изменилось, – продолжает Владимир. – Если изначально нам обещали «зеленый коридор» для велоколонны и помощь в проведении велопробега, то потом через промежуточный пункт «мешать не имеем права, но и помогать не будем» пришли к решению «запретить и не пущать».

Велопервомай-2012 состоялся, но противодействие велодвижению со стороны ГИБДД стало неприятным сюрпризом для многих участников. Что касается организаторов, то официальный комментарий появился на сайте клуба «Цепная реакция» уже 1 мая:

«Уважаемые представители Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения! Вашими усилиями провалилась акция, направленная именно на повышение безопасности движения. Велопробег – это не несколько человек, которые собрали толпу и повели ее. Это множество людей, которые хотят и будут ездить. Для этого не нужны организаторы. Мы лишь добровольно взяли на себя труд согласовать этот пробег, сделать его организованнее. Мы сделали это для того, чтобы езда на велосипеде была безопаснее. Мы это сделали потому, что ощущаем ответственность за тех, кто едет с нами. Если вы считаете это лишним – мы можем этого не делать. Велосипедистов становится все больше. Люди будут собираться и ездить сами, но уже так как посчитают нужным. Сделать это безопасным - ваша работа и ваша ответственность».

Партизаны на дорогах

Следует отметить, что поиск путей сотрудничества с официальными структурами всегда был одним из важных направлений деятельности клуба «Цепная Реакция». «Мне бы очень хотелось наладить эффективное взаимодействие с официальными органами. Ведь у нас схожие задачи: увлечь велосипедом как можно большее число людей, организовать интересные события и сделать так, чтобы о них узнало как можно большее число горожан», – отметил Владимир Кабанов в интервью городскому журналу «Это Спорт» в 2012 году.

Но участники омского велодвижения сумели доказать, что диалог с властями – это не только обмен официальными документами и переговоры в кабинетах. Летом 2012 года дороги города превратились в открытую трибуну, с которой велосипедисты заявили о своих правах и требованиях к городской администрации. Так в конце июля на центральных улицах Омска появилась «самодеятельная» разметка в виде знака велодорожки. Необычный стрит-арт вызвал немалый общественный резонанс и, несмотря на то, что уже к вечеру белые знаки «партизанской разметки» стали черными, а потом и вовсе исчезли, велосообществу удалось добиться главного: привлечь внимание властей к необходимости формирования городской велоинфраструктуры.

Партизанская велодорожка в Омске
Партизанская велодорожка в Омске

 А вскоре последовала еще одна акция, организованная по аналогии с известным движением «критическая масса».

«Главное отличие от КМ в нашем случае заключалось в том, что велосипедисты не претендовали на всю проезжую часть, а двигались по крайней правой полосе с соблюдением всех правил дорожного движения – рассказывает один из участников мероприятия. – Наш маршрут проходил по центральным улицам города, мы растянулись по дистанции и сделали несколько кругов по часовой стрелке. При этом каждый участник ехал в своем темпе, с комфортной для себя скоростью, соблюдая все правила. То есть это был не централизованный велопробег, а просто большое количество разрозненных велосипедистов, мирно соседствующих с автомобилями на дороге».

«Нашей главной целью было показать, что увеличение количества велосипедов на дороге в несколько раз не вызывает проблем на дорогах, не ухудшает дорожной ситуации и не мешает другим участникам движения, – поясняет один из организаторов акции. – И, думаю, нам это удалось. По крайней мере, и пешеходы, и водители реагировали на наше появление очень дружелюбно».

Конструктивный разговор

Если 2012 год выдался достаточно напряженным с точки зрения взаимодействия омского велосообщества с городскими властями, то 2013, напротив, прошел под знаком конструктивного сотрудничества.

«Конечно, были некоторые шероховатости, связанные, в основном, с организацией массовых мероприятий, – уточняет Владимир Кабанов. – Но в целом нельзя не отметить ряд позитивных изменений, произошедших в последнее время».

При этом изменения, коснувшиеся Омска, были связаны как с реализацией крупных спортивных проектов и программ, так и с инициативами самих велосипедистов. Одним из важных событий последних лет стало строительство в Омске крытого велотрека, отвечающего всем международным стандартам (открытие запланировано на июнь 2014 года). Появление в Омске спортивного объекта такого уровня (на сегодняшний день это третий велотрек в России), безусловно, будет способствовать развитию велоспорта и популяризации велодвижения в нашем городе. Еще одной заметной тенденцией можно назвать внимание городских властей к развитию транспортной велоинфраструктуры.

22 апреля 2013 года на сайте городской администрации был опубликован анонс специальной программы по строительству велодорожек. О том, как это планируется сделать, рассказал директор департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Омска Михаил Расин. По его словам, мэрией Омска было принято решение, согласно которому на всех вновь строящихся крупных автомобильных дорогах будет предусмотрена специальная полоса, предназначенная для движения велосипедистов. «В настоящее время подобное предложение прорабатывается для уже существующих магистралей» – отмечалось на сайте городской администрации.

«Предполагалось, что сеть велодорожек соединит разные районы города уже в 2013 году, – отмечает Владимир Кабанов, – но пока этого не произошло. Да, формально велодорожки в городе появились, но их практическая польза достаточно сомнительна. Эти объекты носят название «многофункциональных спортивных дорожек», расположены преимущественно в парках и рекреационных зонах и предназначены для пешеходов, роллеров и велосипедистов, а их общая протяженность не превышает двенадцати километров. Поэтому я считаю, что называть эти дорожки объектами транспортной велоинфраструктуры было бы неправильно. Будем надеяться, что в новом сезоне в Омске все-таки появятся полноценные велодорожки и выделенные полосы для велосипедистов именно там, где они необходимы».

Первомайский велопробег в омске
Первомайский велопробег

Со своей стороны велоклуб «Цепная реакция» провел работу по нескольким направлениям:

  1. Совместно с компанией 2ГИС была создана велокарта Омска – отдельный слой в программе 2ГИС, где были отмечены все места, удобные для посещения с велосипедом. При этом мы руководствовались не столько идеей нанести на карту все имеющиеся вОмске велопарковки, сколько создать базу «дружественных локаций» – мест, где велосипедистам рады, где байк можно занести внутрь (или оставить на охраняемой стоянке), не опасаясь за его сохранность.
  2. Успешно прошли переговоры с РЖД по созданию условий для провоза велосипедов в поездах пригородного сообщения. Идея, предложенная клубом региональному отделению РЖД, была признана рентабельной, в данный момент ведется работа над ее воплощением в жизнь и, возможно, уже в новом сезоне в омских электричках появятся специально оборудованные места для провоза велосипедов.
  3. Ведется работа над созданием удобной онлайн карты пригородных маршрутов для ПВД и покатушек.

Что касается массовых мероприятий, то и здесь, по словам Владимира, заметны существенные изменения:

«Так традиционный первомайский пробег в 2014 году был включен в городской спортивный календарь, а его обсуждение началось уже в январе, в отличие от прошлых лет, когда о нас вспоминали за полторы-две недели до события. Будем надеяться, что такой подход позволить провести пробег на достойном уровне».

О том, что работа по велосипедизации города будет продолжаться говорит и тот факт, что летом 2013 года по инициативе Департамента транспорта и Департамента культуры и спорта Омска клуб «Цепная реакция» был включен в рабочую группу по созданию концепции развития велодвижения в Омске.

«Мы подготовили рабочую версию документа, которая была передана в городской департамент транспорта в середине октября 2013 года, – рассказывает Владимир Кабанов. – Сейчас в этой работе наступило объяснимое сезонное затишье, но я надеюсь, что наши предложения будут учтены и хотя бы частично реализованы в 2014 году».

Читать на эту тему

Александр Фрязинов о велосипедизации Краснознаменска

В 2012 году в малом подмосковном городе Краснознаменске за счет городского бюджета была построена велосипедная кольцевая дорога длиной в 5,5 км. А в 2013 году администрация города поддержала проект строительства сети велодорожек к железнодорожной станции Крекшино. Александр Фрязинов, сторонник развития городского велосипедного движения Краснознаменска, рассказал проекту VeloMesto о велосипедизации в его городе, о взаимодействии с властями и о том, что надо делать, чтобы велоинфраструктура появилась и в вашем населенном пункте.

Когда-то в Нью-Йорке была лучшая дорожка для велосипедистов

Рассказываем историю бруклинской велодорожки Coney Island Cycle Path, построенной в 1894 году на пожертвования и деньги велосипедистов. Спустя год на Кони-Айленд построили дорожку в обратном направлении - на её открытии присутствовало 10000 велосипедистов и более 100000 зрителей.

Для развития велотранспорта нужно обсуждать защищенные велополосы, а не велодорожки

Велосипедные эксперты уже давно выяснили, что защищенные велосипедные дорожки необходимы для развития массового велодвижения. Но в российской терминологии царит неразбериха. Часто на велофорумах и в СМИ путают два понятия: велополоса и велодорожка. Да и сами велополосы бывают разной степени безопасности – защищенные бордюрами или столбиками, как в Европе, и не отделенные от автодороги. Во многих регионах России в этом году проходят общественные дискуссии и обсуждения того, нужны ли велодорожки в городе. Но зачастую сам вопрос таких обсуждений ставится некорректно. Чего же в действительности хотят горожане - защищенных велополос или рекреационных велодорожек.

Поделиться в социальных сетях

Комментарии

Искусство

Иллюстрация "Наши велосипедистки" (художник неизвестен)

Велосипеды

Трёхколёсный велосипед для людей с ограниченными возможностями