Может ли система общественного велопроката быть финансово прибыльной?

Наверно, неудивительно, что система общественного велопроката была рождена в стране, в которой всегда активно внедрялись различные транспортные инновации. Франция подарила миру стильные автомобили 60-х, высокоскоростные поезда, реактивные эйрбусы и общественный велопрокат.

Первая успешная система совместного использования велосипедов была запущена в действие 40 лет назад во французском городе Ла Рошель. Причем поначалу велосипедами вообще можно было пользоваться бесплатно. 30 лет спустя в Лионе ввели в эксплуатацию новое поколение такой системы, с компьютеризованными стойками и системой членских карточек.

Сегодня в более чем 500 городах по всему миру функционируют подобные системы, привлекая в свои ряды многочисленных пользователей. В одном Нью-Йорке лишь несколько месяцев после старта программы Citibike членство в ней получили более 100 тысяч человек. Однако несмотря на впечатляющие цифры по массовости, программы общественных велопрокатов очень редко оказываются успешными в финансовом аспекте.

Специалисты справедливо указывают, что любой общественной транспортной системе трудно покрывать свои издержки и расходы только за счет платы за пользование услугами или членских взносов. Поэтому в большинстве случаев приходится значительную долю ассигнований получать из государственных средств, что приветствуется далеко не всеми гражданами, по-прежнему считающими велосипед всего лишь игрушкой и инструментом для отдыха.

Успешным примером сочетания общественной пользы и бизнеса может служить Париж. В 2007 году здесь была запущена система Vélib, которая стала второй по величине после Китая программой общественного велопроката. На сегодняшний день она насчитывает 16 тысяч велосипедов и 1200 пунктов проката. Помимо того, что уже в первый год в этой системе было зарегистрировано 20 миллионов поездок, система приносит ежегодный доход в 20 миллионов евро. Чем же объясняется такой успех?

Рецепт успеха сугубо капиталистический, но очень эффективный. Город на 10 лет привлёк к строительству, эксплуатации и управлению системой велопроката крупное рекламное агентство JCDecaux в обмен на эксклюзивное право использовать 50% всех рекламных щитов в городе. Агентство оплачивает все издержки, а доходы от велопроката забирает себе город. Результат оказался настолько выгодным для JCDecaux, что сегодня они применяют подобную модель уже в 26 городах во Франции, Австрии, Испании, Японии, Ирландии и Австралии. В отличие от некоторых других подобных систем, Vélib открыт для нерезидентов (а Париж ежегодно посещают 44 миллиона туристов).

Есть мнение, однако, что это не самая лучшая идея, зарабатывать деньги на системе велопроката, размещая взамен на щитах рекламу автомобилей. Но эта идея ничем не хуже того, чтобы заставить автомобилистов спонсировать общественный велопрокат путём увеличения дорожных сборов и платы за парковку автомобилей.

Работающий в Москве и только что открытый в Петербурге при поддержке «Банка Москвы» байкшеринг пока что не приносит прибыль, и только время покажет, станут ли эти проекты успешными.

Читать на эту тему

В Петербурге появились первые точки общественного велопроката

В Петербурге началась установка первых станций общественного велопроката от Банка Москвы. Станции на солнечных батареях появились у Адмиралтейская, Спортивная, Василеостровская, на площади Льва Толстого, у гостиницы "Прибалтийская", возле "Юбилейного".

Велопрокатная революция: в 2013 году цифры в США увеличились вдвое

Запуск в 2013 году общественного велопроката в Сан-Франциско под названием Bay Area Bike Share позволило довести в США число велосипедов для проката до более чем 18 000 единиц, что в два с лишним раза превышает их число по сравнению с началом года. В рамках программы были запущены 700 велосипедов и 70 станций обслуживания в Сан-Франциско, Редвуд сити, Маунтин Вью, Пало Алто и Сан-Хосе. Разработчики программы объявили об амбициозных планах довести количество предлагаемых велосипедов до 10 000. На сегодняшний день в США работают 34 системы совместного использования велосипедов, самая крупная из которых, Citi Bike, действует в Нью-Йорке. Она также была запущена в 2013 году и насчитывает 6000 велосипедов и 332 станции обслуживания в Манхеттене и Бруклине.

Нью-Йоркский байкшеринг дискриминирует горожан, чей вес превышает 118 кг

Могут ли люди, страдающие избыточным весом, арендовать велосипед в нью-йоркской системе совместного использования велосипедов? Нет! Всем любителям байков, имеющим вес более 118 кг, «запрещено» пользоваться общественным велопрокатом. Велосипедисты отрицательно относятся к данному нововведению и считают это дискриминацией. А вы как думаете, справедливо ли весовое ограничение общественного городского проката велосипедов?

Поделиться в социальных сетях

Тэги

Строения и объекты инфраструктуры

Комментарии

Фитнес

2 рецепта свекольного сока для спортсменов

Мода

Одежда для велосипедистов Cucu Barcelona