Высокая цена грязного топлива

Высокая цена грязного топлива

В новом докладе Международного валютного фонда от 18.05.2015 представлены убедительные аргументы в пользу прекращения странами энергетического субсидирования во имя спасения миллионов жизней.

На фото изображен город Шанхай (Китай) в день высокого загрязнения воздуха.

Правительство разных стран различными методами субсидируют энергию, в частности, продают бензин и дизельное топливо по ценам ниже себестоимости производства или импорта. Некоторые крупнейшие страны выбрали путь снижения цен на энергоносители за счет низкой ставки налога на добычу полезных ископаемых, недостаточной для покрытия ущерба окружающей среде, здоровью человека и климата от сжигания этого топлива.

По данным МВФ, энергетические субсидии составят 5,3 трлн $ в 2015 году или 6,5% мирового ВВП. Причем крупнейшему «поставщику» парниковых газов Китаю будет принадлежать почти половина этой суммы или 2,3 трлн $, а Соединенным Штатам (вторым по величине) — 699 млрд $.

Важно отметить, что аргументы для сокращения энергетических субсидий не новы. Но полное исследование, проведенное МВФ в этой области, усиливает и актуализирует проблему. Представляем несколько интересных цифр из доклада Фонда: устранение субсидий и повышение налогов на ископаемые виды топлива приведут к сокращению преждевременных смертей, вызванных загрязнением воздуха на 55%, а также к снижению выбросов углекислого газа более чем на 20% в год.

Дополнительные государственные доходы от увеличения налогового обременения и отмены субсидирования могут быть направлены на улучшение здравоохранения, развитие возобновляемых источников энергии и других приоритетных целей.

Было бы наивно ожидать, что большинство правительств полностью исключат энергетические субсидии. Однако, есть причины для оптимизма, подкрепленные реальными примерами. Например, в прошлом году Индия перестала субсидировать розничную цену дизельного топлива в целях уменьшения дефицита бюджета. Китай работает над снижением количества используемого угля для выработки электроэнергии в целях улучшения качества воздуха в крупных городах. И в первые четыре месяца 2015 года достигнуто уменьшение на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные Гринпис).

Недавнее резкое падение цен на топливо создает хорошие условия для отмены субсидий и поднятия налогов, потому что в таких условиях эти меры будут иметь гораздо меньшее влияние на потребителей, чем год назад. И нет никаких оснований оставлять устаревшие и ненужные субсидии, которые вызывают миллионы смертей каждый год, не говоря уже о том, какой хаос они сеют в окружающую среду.

Поделиться в социальных сетях

Ссылки по теме

Тэги

География

В мире

Гигантский гараж в Стокгольме, спроектированный специально для велосипедов

В мире

5 мировых тенденций в системе общественного велопроката, на которые стоит взглянуть