Финляндия строит модель городской транспортной системы будущего

Финляндия строит модель городской транспортной системы будущего

Финляндия задалась целью к 2020 году стать образцом страны с экологически устойчивой транспортной системой, в которой люди смогут выбирать наиболее оптимальные способы передвижения в качестве альтернативы автомобилю. Ожидается, что в плотно заселённых городских районах возрастёт доля поездок на общественном транспорте и через систему так называемого совместного использования автомобилей, когда люди по очереди подвозят друг друга на своих частных авто. К 2020 году также значительно увеличится количество новых автомобилей, работающих на возобновляемых источниках энергии. 

Ожидается, что в Финляндии к этому времени доля продаж электромобилей (особенно наиболее популярных гибридов) составит 15%. В Хельсинки уже началась электрификация городского автобусного движения, и к 2020 году планируется запустить в работу более сотни электроавтобусов. 

хельсинки транспорт транспортная система

Однако местные специалисты указывают, что невозможно будет улучшить транспортную ситуацию, просто наводнив города электромобилями и применяя новые виды возобновляемого топлива. Электромобили занимают столько же места, сколько и привычные сегодня бензиновые и дизельные авто. Для решения проблемы перегруженности городских улиц нужен полный пересмотр транспортной системы, с увеличением доли общественного транспорта и внедрением современных услуг в области мобильности и логистики.

Финский Технический Исследовательский Центр (VTT) разработал проект, базирующийся на развитии Интеллектуальных Транспортных Систем, темпы развития которых должны составить 20% в год. Здесь особое внимание уделяется системам коммуникации каждого автомобиля со всей городской системой. 

Примером решения вопросов безопасности служит внедрение интеллектуальной системы eCall, основанной на принятом в Европе номере вызова спасательных служб 112. Данная услуга будет представлена странами-членами ЕЭС не позднее 2017 года, когда она станет обязательной для установки на всех новых автомобилях. В случае дорожной аварии, которую определят датчики внутри автомобиля, система автоматически посылает минимальный набор данных, включая местонахождения автомобиля, в ближайший пункт реагирования на чрезвычайные ситуации. Затем система открывает голосовой канал связи между автомобилем и пунктом реагирования. 

Вопросы логистики занимают второе место после безопасности для выстраивания эффективной транспортной системы. Центральной областью здесь остаётся работа над осуществлением поставок внутри города точно в срок и сокращением поездок «порожняком» для грузовых автомобилей и фургонов. Сюда же относят и информирование людей о точном времени прибытия автобусов и обеспечение приоритета для автобусов на перекрёстках со светофорами. 

В VTT видят транспортную систему будущего как сочетание технологий, использование электромобилей и автомобилей на возобновляемых источниках топлива, взаимно дополняющих, а не конкурирующих друг с другом. В зависимости от характера и продолжительности предполагаемой поездки людям будет предоставлен широкий выбор способов передвижения: пешком, на велосипеде, на своём автомобиле или путём поочерёдного подвоза друг друга (между соседями, сослуживцами и т.д.), на автобусе, такси, трамвае, метро, поезде и самолёте. Всё это позволит снизить количество личных автомобилей и, соответственно, потребность в парковочных местах. Ключевым фактором успеха считается доступность услуг создаваемых транспортных сетей. 

Финляндия строит модель городской транспортной системы будущего

Всё большее значение приобретает мобильность как услуга. Люди привыкли к тому, что они при помощи смартфона могут заказать такси и даже купить велосипед, а также планировать свои поездки. Города будут активнее предлагать приложения, с помощью которых пользователи смогут выбирать оптимальный для поездки вид транспорта, заказывать такси, видеть расписание общественного транспорта, смогут брать машину напрокат или поочерёдно подвозить друг друга, общаясь в режиме онлайн. 

В 2013 году американские семьи в среднем тратили пятую часть своего дохода (более 10 000 долларов) в год на все свои поездки. Если людей удастся убедить, что отказ от частного автомобиля в пользу других видов транспорта поможет им значительно сэкономить, получая при этом такой же уровень сервиса и комфорта, это станет значительным прорывом в будущее транспортных систем. 

Chariot E-bus

Электробус Chariot - это сильный конкурент существующим моделям автобусов системы общественного транспорта. Инновационная технология позволяет в том числе использовать энергию торможения, что даёт недостижимый ранее уровень дальности поездки в соотношении со временем, необходимым для подзарядки батареи. Chariot e-bus сейчас проходит испытания в болгарской столице Софии, но в Шанхае такие автобусы работают уже 7 лет. Это первый автобус на европейских улицах, который не требует традиционной зарядки. Здесь она занимает всего несколько минут, и её хватает на прохождение кругового маршрута в 23 км, после чего автобус заряжается вновь. Производители утверждают, что энергоёмкость этой модели в два с половиной раза ниже, чем у автобусов с дизельным двигателем и в три раза ниже, чем у автобусов, работающих на сжатом природном газе.

Поделиться в социальных сетях

Ссылки по теме

Велосипеды

Шоссейный велосипед Cotic Escapade

Мероприятия

Велопрогулка Electra Summer Ride в Петербурге